С 1 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон). Согласно Закону, судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности (ч. 2 ст. 39 Закона)
В соответствии с ч. 13 ст. 98 Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2021 № 663 утвержден перечень видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб применяется с 1 июля 2021 года (далее – Перечень). В указанный перечень включены 62 вида федерального государственного контроля (надзора), в том числе виды надзора, осуществляемые Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору:
— федеральный государственный ветеринарный контроль (надзор);
— федеральный государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор);
— федеральный государственный земельный контроль (надзор);
— федеральный государственный контроль (надзор) в сфере обращения лекарственных средств;
— федеральный государственный контроль (надзор) в области обращения с животными, Федеральный государственный контроль (надзор) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов переработки зерна;
— федеральный государственный контроль (надзор) в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений;
— федеральный государственный контроль (надзор) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами;
Порядок и сроки обжалования установлены главой 9 Закона.
Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, имеют право на досудебное обжалование:
1) решений об отнесении объектов контроля к категориям риска;
2) решений о включении контрольных (надзорных) мероприятий в план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий;
3) решений, принятых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе в части сроков исполнения этих решений;
4) иных решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц.
При этом жалоба подается контролируемым лицом в уполномоченный на рассмотрение жалобы орган в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.
При подаче жалобы гражданином она должна быть подписана простой электронной подписью, либо усиленной квалифицированной электронной подписью. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.
Жалоба на решение контрольного (надзорного) органа, действия (бездействие) его должностных лиц может быть подана в течение тридцати календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
Жалоба на предписание контрольного (надзорного) органа подается в течение десяти рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания.
Важно, что в случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен уполномоченным органом.
Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по жалобе может отозвать ее полностью или частично. При этом повторное направление жалобы по тем же основаниям не допускается.
Жалоба подлежит рассмотрению уполномоченным на рассмотрение жалобы органом в срок, установленный положением о виде контроля, но не более двадцати рабочих дней со дня ее регистрации. В исключительных случаях, установленных положением о виде контроля, указанный срок может быть продлен уполномоченным на рассмотрение жалобы органом, но не более чем на двадцать рабочих дней.
Жалоба на решение территориального органа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, действия (бездействие) их должностных лиц рассматривается руководителем (заместителем руководителя) территориального органа либо Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Жалоба на действия (бездействие) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору рассматривается Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Жалоба на решение Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, на действия (бездействие) должностных лиц центрального аппарата Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору рассматривается руководителем Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Жалоба на решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданное полномочие, действия (бездействие) его должностных лиц рассматривается руководителем (заместителем руководителя) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданное полномочие.